"Говорушки"

Педагогический работник Дитяткина Оксана Николаевна.
Педагогический работник
Дитяткина Оксана Николаевна

Основной этап  обучения 
Цель этапа – формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Задачи этапа:
- Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
- Развитие звукобуквенного анализа слова.
- Обучение чтению.
- Формирование первоначальных навыков письма.
В основу данной программы  положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе  возраста.
Занятия  на подготовительном этапе  проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием  специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей
Для определения позиции звука в слове используются схемы слов и фишки (красного, зеленого и синего цветов), карточки с условным обозначением: слово - предмет, слово- признак, слово- действие; схемы предложений; широко используются пальчиковые игры, логоритмические упражнения.
На основном  этапе  включаются игры с буквами (кроссворды, ребусы), работа с кассой букв, «звуковыми линейками», карточками – схемами; задания на развитие моторики, ориентировку на рабочем листе бумаги, графические диктанты, печатание слов и предложений Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и письма, происходит  всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов), а также развитие  устойчивого интереса к новым знаниям, желание учиться в школе.  
Представленное ниже планирование рассчитано на проведение 1 занятия в неделю по 20 - 25 минут из расчёта 28 занятий в год. Возрастная группа оснащены методическим пособием для воспитателей «Обучение дошкольников грамоте» под редакцией Л.Е. Журовой, Н.С. Варенцевой, Н.В. Дуровой.
 

Программа занятий

Подготовительный этап обучения
Цель этапа:  подготовка детей к овладению звуковым анализом слова; формирование основы для дальнейшего овладения детьми грамотой (чтением и письмом)
Задачи этапа:
- формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы))
-правильное произношение всех звуков родного языка
-развитие  элементарных навыков звукового анализа (определение порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука)
  Основной задачей подготовительного курса является формирование умений интонационно выделять любой согласный звук в слове, что позволит детям обследовать звуковую структуру слова (определить наличие или отсутствия заданного звука. При интонировании звука в слове артикуляция ребёнка изменяется и становиться управляемой. Именно это делает возможным выделить звук внутри слова. Единственным образцом такого произнесения является образец воспитателя. Чтобы сформировать у детей 5 - 7 лет полноценное действие интонационного выделения звука в слове, необходимо выполнять следующие правила: 
•    звук выделяется на фоне слитного произнесения слова;
•    после того как он выделен, его нужно назвать изолированно, так, как он слышится в слове (мяч – 1-й звук «мь», мак – 1 звук «м», ель – 1 звук «й»);
•    интонационное выделение гласных звуков не рекомендуется, так как при их
отдельном произнесении слово распадается на слоги, и артикуляция уже не выполняет функции обследования звукового состава слова; 
•    словесный материал подбирается таким образом, чтобы дети тренировались в выделении звуков, расположенных в слове в разных позициях: первый, последний, в середине, но нельзя включать такие слова, которые оканчиваются на звонкий согласный, потому что он оглушается (ёж – «еш», мороз – «морос» …). 
           Чтобы сделать занятия более привлекательными, облегчить формирование достаточно сложных умений и обыграть процесс интонационного выделения, звуки слова сравниваются с природными или такими, которые дети слышат в окружающей жизни. Они называются «песенками»: звук «р» - песенка большого мотора, «сь» - маленького насоса, «ж» - песенка жука, «ш» - песенка ветра. Введение игровой ситуации облегчает выполнение задания. 
           С самого начала обучения вводится различение на слух твёрдых и мягких согласных звуков. Термины при этом не используются: парные согласные звуки дети называют братцами: твёрдый согласный – большой братец, а мягкий согласный – маленький братец, а одинаковые согласные звуки они называют товарищами. 
          В основу обучения положен принцип сопоставления звуков: в играх и упражнениях дети 5 -7 лет попеременно называют то твёрдый, то мягкий согласный звук. Например, в игре «Насос» воспитатель предлагает детям надуть мяч большим насосом: с-с-с, затем маленьким: сь-сь-сь. В игре «Петушки с колокольчиками» дети звенят сначала большими (з-з-з), а затем маленькими (зь-зь-зь) колокольчиками. Эти умения закрепляются в играх, когда играющие называют «братца» заданного звука или подбирают предметные картинки, в названиях которых есть «звуки – товарищи» (маш – шина, ш-шиш-шка, малыш ш ш). 
          В старшей группе даются знания о первом звуке в слове. Например, даётся задание составить на фланелеграфе букет из различных цветов. Вызванный ребёнок берёт картинку, называет цветок, произносит слово с выделением первого звука и звук изолированно: ромашка – р-р-ромашка – «р»; василёк – Василёк – «в», лилия – л – лилия – «ль». Дети учатся составлять предложения с использованием «живой модели», беря на себя роль слова, предложения о действиях детей или различных персонажей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников воспитывается фонематический слух, речевое внимание и они овладевают знаниями, необходимыми для проведения звукового анализа слов и всего дальнейшего обучения грамоте. Образовательная деятельность в группе старшего дошкольного возраста по обучению грамоте планируется один раз в неделю согласно учебному плану учреждения и реализуется в первую половину дня. 
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie